Автократия на рабочем месте

Вы могли никогда не слышать термин автократ, но вы определенно встречались с такими людьми. Возможно, у вас был начальник, который являлся этим самым авторитарным лидером, а возможно, вы сами тот еще тиран.
Как и любой стиль руководства, в автократии на рабочем месте есть плюсы и минусы. Но давайте для начала определимся с понятиями.

Что такое Автократия?

Автократия, по сути, самодержавие, когда лидер не принимает помощи от других и принимает все решения самостоятельно. Психологи описывают самодержавного руководителя следующим образом:

• Небольшой или нулевой вклад от участников группы
• Лидеры принимают почти все решения
• Руководители групп диктуют все методы и процессы работы
• Участникам группы редко доверяют решения или важные задачи
• Очень структурированная и очень жесткая работа
• Имеет тенденцию препятствовать творчеству и нестандартному мышлению
• Правила важны и четко очерчены

На первый взгляд, такой метод руководства противоречит современным тенденциям выстраивания корпоративных коммуникаций, но бывают времена, когда автократический стиль руководства является реальным преимуществом. Правда, не редки ситуации, когда авторитаризм только мешает.

Плюсы Автократии на рабочем месте

Если вы управляете бизнесом или отделом, который по каким-то причинам должен следовать строгим правилам автократический стиль руководства имеет смысл.
Например, центры обработки экстренных вызовов часто имеют строгие протоколы, которым должны следовать сотрудники. Эти протоколы не дают места для творчества или нестандартного мышления со стороны сотрудников. Работа диспетчера диктует свои правила и сотрудники следуют им, и все тут.
Также автократия дает плюсы, когда лидер имеет четкое видение, что надо делать, и как этого добиться. Многие люди называют Стива Джобса и Уолта Диснея успешными автократами. Они знали, чего хотят, и намеревались достичь этого несмотря ни на что.
Они оба имели блестящие идеи и блестяще их реализовали. Правда, стоит отметить, что не будь они гениями в своем деле, бОльшую выгоду они бы извлекли из более демократического варианта управления.

Минусы Автократии

Однако, даже начиная с Джобса и Диснея можно увидеть некоторые проблемы, когда вся суть компании заключена в лидере и его идеях. Джобс, в свое время, был уволен из компании, а Уолта Дисней, слава богу, подстраховывал брат Рой, успешно управлявшийся с финансами, хотя серьезные денежные проблемы у компании Диснеев были.

Авторитарным руководителям бывает сложно подобрать себе команду. Многим людям не нравится работать на босса, который диктует, что надо делать, не давая и рта раскрыть. Кроме того, кого-то может не устраивать существование в тени гениальной личности. Так что при автократической форме управления трудности со стимулированием вовлеченности сотрудников имеют место быть.
Худший вариант, когда автократия превращается в микротиранию, и руководитель начинает терроризировать сотрудников за мельчайшую оплошность. Он контролирует каждый шаг и будет стоять над душой, пока не получит желаемого.

Золотая середина в управлении кадрами

Если вам нравится быть во главе чего-либо, и вы чувствуете в себе силы создать что-то стоящее, у вас есть шанс стать успешным Автократом, но не забывайте, что вам нужны надежные помощники, которые займутся не менее важной рутиной, пока вы строите империю.
Старайтесь хоть иногда обращаться за обратной связью, в противном случае вы можете потерпеть неудачу. Например, если вы приглашаете на работу креативных людей, но не даете их потенциалу раскрыться, они будут несчастны, а вы в убытках.
С другой стороны, если вы склонны к демократическому стилю руководства, не нанимайте людей, которые хотят просто делать свою работу, и идти домой. Они тоже не будут счастливы под вашим руководством.
В общем, какому бы стилю руководства вы ни склонялись, всегда помните, что вокруг вас есть те, кто может способствовать вашему успеху, важно только их найти и правильно ими управлять.

Есть вопросы? Оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами