Ситуационное собеседование – что это? Примеры, задачи и типовые вопросы

Что такое ситуационное интервью, зачем его проводят? Задачи кейс-интервью, какие вопросы задают и как необходимо отвечать? – все это в нашем кратком обзоре.

время на прочтение: 3 мин.

Ситуационное собеседование – это способ оценки кандидата на соответствие должности с помощью кейсов. Проще говоря, кейс-интервью предлагает соискателю смоделированную ситуацию, взятую из практики, где он должен принять решение или совершить определенное действие для достижения результата. Кейсы подбираются так, чтобы проверить те качества кандидата, которые критически важны для вакантной должности. Например, специалистам отдела продаж часто предлагают найти способ, как продать конкретный товар. Этот вид интервью помогает быстро оценить человека и избежать социально-приемлемых ответов.

Как и зачем его проводят?

Кейс-интервью проводиться для глубокой и при этом быстрой оценки соискателя на соответствие вакантной должности или выявление конкретных качеств/навыков. На собеседовании кандидаты часто характеризуют себя как исполнительных, ответственных специалистов, способных быстро реагировать на изменяющиеся условия, четко следовать инструкциям руководства. Но на деле слова часто расходятся с действиями. Поэтому чтобы, например, проверить, действительно ли человек быстро ориентируется в проблемных ситуациях, ему задается смоделированная обстановка и предлагается решить ее. Так на «практике» рекрутер получает четкое представление об этом качестве кандидата.

Задачи кейс-интервью включают:

  • выявление моделей поведения, внутренней мотивации;
  • оценка личных качеств, креативности, нестандартности мышления, стрессоустойчивости, смекалки;
  • анализ профессиональных навыков.

С помощью case-собеседования легче провести оценку глубины знаний, скорости и неординарности мышления, моральных качеств, честности, исполнительности. Кейсы могут быть стандартные или уникальные. Чаще всего их используют для тестирования будущих сотрудников отделов продаж, тех, кто коммуницирует с клиентами, представителей руководства. Также кейсы используются в компаниях с сильной корпоративной культурой, где большое внимание уделяется личным качествам соискателя.

Ситуационное кейс-интервью – вопросы

Метод используется для 3 разных целей:

  • оценки узких профессиональных навыков;
  • анализа личных характеристик, поведения;
  • проверки реакции соискателя на проблемы.

Поэтому вопросы разделяются на 3 подгруппы, моделируя конкретные ситуации. Стандартный пример ситуационного интервью включает блок для оценки soft skills, hard skills и личных качеств или поведения:

  1. Вы вытачиваете деталь на станке, но под рукой нет такого-то инструмента, чем Вы сможете его заменить?

В вашу смену в отель заселились граждане соседней страны, приехавшие по визе, какие документы Вам необходимо оформить, чтобы зарегистрировать их в качестве постояльцев? В какие госорганы их необходимо подать?

  1. В ресторане полная посадка, на кухне не успевают подготавливать продукты (чистить, резать), а официанты не успевают разносить готовые блюда. Кому Вы поможете и почему?

Вы не успеваете вовремя закончить важный отчет. Как Вы поступите, попросите продлить срок, чтобы завершить его, или сдадите как есть, чтобы не выйти за дедлайн?

  1. Вы находитесь в рейсе, на борту самолета у пассажира началась паническая атака, он кричит и просит посадить самолет. Ваши действия?

Сразу после крупного релиза дорогого продукта Вы обнаружили не критическую ошибку, которую никто больше не заметил. Какие Вы предпримете действия?

Ситуационное собеседование – ответы

Ситуационные интервью редко предлагают похожие вопросы. Чаще всего рекрутеры продумывают индивидуальные кейсы под каждую должность. Поэтому универсальных ответов нет. Даже если специалистом по подбору предлагается стандартный кейс по продаже ручки, никогда нельзя быть уверенным на 100%, какой смысл в него закладывается и что именно оценивается. Потому что одно из условий моделирования ситуаций – не быть очевидным, чтобы кандидат не смог дать социально-приемлемый ответ.

При ответах необходимо:

  • быть честным даже при ответе на каверзные, провокационные вопросы;
  • не забывать о командной работе;
  • избегать лишнего детализирования;
  • сохранять позитивный настрой.

Пример интервью с ИТ-специалистом

Часто собеседования, на которых воспроизводятся ситуации из IT-работы, требуют написать код на листке бумаги. Желательно избегать такого подхода, поскольку тут не учитывается фактор среды. Многие программисты привыкли работать в конкретной программе разработки и, оказавшись вырванными из нее, они теряются.

Корректное ситуационное кейс-интервью на примере ИТ-специалиста может выглядеть так:

  • рекрутер предлагает соискателю выполнить ревью неоптимального кода или кода с ошибками;
  • кандидат находит слабые места кода, предлагает способы оптимизации или, для второго варианта, К находит ошибки, предлагает пути их решения.

Такой подход позволит оценить не только навыки кодирования, но и внимательность, глубокое понимание предмета, умение объяснить свою точку зрения и быстро найти пути решения прикладной проблемы.

Другие статьи