Когда согласия нет: почему в коллективе возникают конфликты

Конфликты в коллективе — непродуктивная работа всего предприятия. Больше вовлеченных участников, сильнее вред для компании Из-за чего в коллективе возникают конфликты – в обзоре ИТ-агентства BG Staff.

время на прочтение: 3 мин.

Грамотно выстроенный бизнес может рухнуть, если не «в одно мгновение», то очень быстро. Межличностные отношения внутри коллектива не менее важны, чем отлаженная механика работы. Скрытые и явные конфликты, попытки подставить друг друга, намеренное вредительство «ближнему» не способствуют продуктивной работе компании. Руководство занято сглаживанием споров вместо решения производственных задач - и  эффективность работы предприятия падает.

Идеальных коллективов не существует: невозможно совместить амбиции, дружбу, решение бизнес-задач и разные поколения. Руководителям одних компаний удается разрешить спорные ситуации безболезненно, с минимальным ущербом для процесса, а другие пускают «войну» между сотрудниками на самотек. Предлагаем разобраться в причинах конфликтов в коллективе – и найти способы их разрешения!

Что такое конфликт?

Конфликтом принято называть частный вид общения между людьми с несовместимыми ценностями. Это острый способ разрешения противоречий, который сопровождается отрицательными эмоциями и выходит за рамки общечеловеческих норм.

Процесс развития столкновения в коллективе состоит из четырех стадий:

  1. Зарождение разногласий.
  2. Появление повода для выяснения отношений.
  3. Конфликт.
  4. Завершение.

Виды конфликтов

Все спорные ситуации между сотрудниками делятся на две категории:

  1. Внешние.
  2. Внутренние.

К внешним относятся конфликты с работниками других подразделений организации. Внутренние также делятся на две группы:

  1. Горизонтальные (с коллегами).
  2. Вертикальные (с руководством).

Основные причины конфликтных ситуаций

Сама система отношений в любой компании уже подразумевает конфликтный характер. В отношениях между начальником и подчиненным изначально существует ряд предпосылок для возникновения спорных ситуаций.

Причины конфликтов в коллективе могут быть связаны с рабочими вопросами или основываться на личных качествах и отношениях между коллегами. Рассмотрим их подробнее.

Проблемы в подходе к организации процесса работы

Трудовой процесс должен быть прозрачным для каждого члена коллектива. Неграмотно выстроенная работа нередко становится причиной возникновения споров.

Неверное распределение обязанностей

Каждому сотруднику необходимо понимать, какие задачи должен решать именно он, а какие – вне его полномочий. Когда руководитель не способен распределить между подчиненными обязанности, появляется повод для конфликта.

Дефицит ресурсов

Спорные ситуации обычно возникают, когда сталкиваются интересы разных людей. Нехватка ресурсов, например, материальных или финансовых, может привести к борьбе за них, становясь причиной конфронтации.

Стресс

Непросто решать поставленные руководством задачи, находясь в состоянии перманентного стресса. Дедлайны и авралы негативно влияют на психо-эмоциональное состояние работников, они становятся несдержанными. Это приводит к скандалам и спорам.

Нехватка информации

Если руководитель скрывает от подчиненных важную информацию, он провоцирует появление слухов и домыслов. Обстановка между коллегами становится напряженной, каждое неосторожное слово может спровоцировать конфликт.

Личностные предпосылки конфликтов

Говоря о том, почему возникают конфликты в коллективе, нельзя не упомянуть и поведенческие противоречия. Они не имеют отношения к рабочим процессам, предпосылками становятся эмоции людей, их настроения и чувства. Среди основных причин можно выделить:

  1. Отношения между коллегами. Люди не только выполняют определенные функции, но и общаются на личные темы. И не всегда их ценности, увлечения и образ мышления сходятся.
  2. Особенности поведения. В рабочей обстановке просто недопустимы оскорбления и скандалы.
  3. Неконструктивная ответная реакция. Когда один из работников совершает ошибку, остальным сотрудникам следует адекватно на нее реагировать. Упреки, крики и обвинения усугубляют ситуацию.

Последствия

Неблагоприятный психологический климат, постоянное эмоциональное напряжение и нежелание работников сотрудничать могут стать причиной снижения эффективности. Коллективная деятельность замедляется, текучесть кадров существенно повышается.

Техники управления

В коллективе возник конфликт – что делать руководителю? В первую очередь, понять: начальник – инициатор позитивной атмосферы, от его поведения зависит, как именно складываются отношения между сотрудниками. В этом помогут следующие действия.

Установите правила

Обучите подчиненных простым правилам поведения, определите, что является неприемлемым в отношениях с коллегами. Например, критика должна быть конструктивной, без перехода на личность человека, допустившего ошибку. Установите правила как для устной, так и для письменной коммуникации, составьте инструкцию и контролируйте, чтобы все работники с ней ознакомились.

Доверяйте фактам, а не эмоциям

Фильтруйте эмоции, уделяя внимание только фактам. Для этого можно задавать вопросы «Почему вы сделали такие выводы?», «Что именно стало причиной такого решения?».

Сохраняйте нейтралитет

Не принимайте ни одну из сторон конфликта, оставайтесь беспристрастным судьей. Анализируйте ситуацию и находите из нее выход.

Ищите не виновника, а причину

Легко найти виноватого и обвинить его в происходящем. Куда сложнее выявить причину спора. Возможно, невнимательность обусловлена большой нагрузкой на работника, а невыполнение сроков – следствие психологической несовместимости коллег.

Конечно, технологии управления конфликтами должны быть конкретизированы с учетом сложившейся ситуации. В этом и состоит великое искусство руководителя. Только он может сохранить в коллективе психологическую устойчивость, стабильность и благоприятную атмосферу!