Детальная оценка персонала методом 360: как создать комфортную рабочую среду и сделать сотрудников эффективными
Популярная среди профессионалов оценка персонала «360»: что это и как повышает качество труда? Улучшить производительность сотрудников поможет BGStaff.
Производительность труда можно анкетированием. Несмотря на кажущуюся несостоятельность подхода, метод опроса делового окружения под названием «360 градусов» в отдельных секторах западного бизнеса используется в 85% компаний. Результаты поражают!
Классическая оценка методом 360: что это и как работает?
Методика «360 градусов» строится на оценке конкретного сотрудника с помощью обратной связи, полученной от его ближайшего делового окружения:
- самого сотрудника;
- непосредственного руководства;
- ближайших коллег;
- клиентов.
Анкета формируется на основе трех комплексных характеристик:
- списка общих требований к сотрудникам;
- перечня компетенций для занимаемой должности;
- желаемых компанией направлений развития.
Это позволяет оценить работника в качестве члена большого коллектива. Изучить его сильные и слабые стороны для создания рекомендаций. А затем – сформировать образовательные программы, курсы для компенсации недостатков и полного раскрытия потенциала в областях, для которых ранее не было подходящих условий.
Метод не позволяет вынести кадровое решение. Профессиональный руководитель использует результаты оценки 360 в качестве своеобразной пометки в резюме, указывая на необходимость:
- развить компетенции в определенных направлениях;
- поработать над отношениями с коллегами;
- пройти дополнительное обучение;
- занести в кадровый резерв и т. д.
Нужно обязательно помнить и донести до участников опроса, что не методика «360 градусов», а прописанная в Трудовом кодексе аттестация позволяет начальнику:
- понизить в должности;
- продвинуть по службе;
- отправить на повышение квалификации.
Если этого не сделать, страх и взаимные конфликты скажутся на объективности результата.
Простая оценка «360 градусов»: пример IT-подразделения
На фоне шквала рекламы и соискателей, желающих «войти в айти», особенно важно оценить разросшийся штат молодых специалистов. Компании должна разработать критерии для кодеров:
- оперативность выполнения задач;
- компетентность сотрудников;
- отношения в коллективе.
Затем нужно разработать перечень вопросов под каждый из критериев, чтобы оценить квалификацию персонала с разных сторон. Например, методика оценки «360 градусов» для оперативности может исследовать:
- скорость написания кода;
- количество ошибок в коде;
- скорость исправления недоработок;
- умение подстроиться под новые требования;
- возможность переключаться между проектами и т. д.
Возможно, кто-то каждый день готов писать по десятку программ, которые затем всей командой вычищают от лишних элементов. А другой неделю корпит над единственным проектом, но тот выходит идеальным и повышает выручку компании.
Немаловажно и то, кто будет оценивать работников. В состав анкетируемых войдут:
- начальник отдела ИБ — он подскажет, какие таланты экспериментируют на корпоративном оборудовании;
- коллеги — это позволит комплексно оценить взаимоотношения в коллективе, узнать о процессах изнутри, возможно, сделать некоторые перестановки между отделами;
- клиенты — вдруг их отношение к организации выросло благодаря заслугам сотрудника, хотя коллеги его ругают?
После сбора результатов, их анализируют и выдают некоторый результат, влияющий на жизнь всего коллектива. Компания выбирает подходящие решения:
- тимбилдинг — на случай частых конфликтов;
- перераспределение обязанностей — если кому-то проще работать в команде/в одиночку;
- оплата дополнительного образования — для следования в тренде последних веяний IT;
- закупка оборудования — когда поступило много запросов.
По сути методика оценки «360 градусов» сводится к сбору отзывов. Они ни к чему не обязывают, но занятые анкетированием сотрудники нередко делятся мыслями, которые в обычных обстоятельствах держат при себе, хотя рациональные предложения только на пользу бизнесу. Особенно в сфере информационной безопасности.
Как правильно проводить метод оценки «360 градусов» для результата
Нужно выяснить, необходимо ли анкетирование. Его проведение обусловлено двумя факторами:
- обязательных для должности компетенций;
- приоритетов компании.
В отсутствие четких критериев, составить правильную анкету, корректно оценить способности сотрудников. Чтобы заработала оценка «360 градусов», принципы и правила должны соблюдаться неукоснительно в соответствии с планом:
- разработать модель компетенций (требований к сотруднику) — коммуникабельность, лидерские качества, желание развиваться и др.;
- дождаться стажа минимум в 6 месяцев — у окружающих должны сложиться определенные представления о человеке;
- сделать по несколько вопросов на компетенцию — для уточнения моментов, которые стоит улучшить;
- стремиться к точности — исключить вопросы с двойным толкованием и «автоматические» ответы (чередовать контрастные вопросы);
- повысить эффективность шкалы оценок — внести 5 вариантов степени согласия и дополнительный – «не знаю».
После этого нужно поработать с людьми:
- собрать фокус-группу — дают оценку в виде обратной связи;
- объяснить принципы опроса — для сокращения уровня тревожности;
- проанализировать ответы — для выяснения необычных расхождений;
- дать обратную связь — в виде рекомендаций и корпоративных активностей.
Анализ нередко проходит в формате частных бесед, помогая разобраться в ситуации, которую раскрыли странные цифры в анкете. Список рекомендаций позволит решить большую часть выявленных проблем с минимальными издержками.
Частота, с которой проводится оценка персонала методом 360, составляет 3/6/12 месяцев. У коллектива появляется дополнительная мотивация при минимальной психологической нагрузке. И компания отслеживает эффективность принятых мер, оперативно меняя тактику.
- Работаем без предоплаты
- Первый кандидат через 3 дня
- Финансовая гарантия в течение 3 месяцев