Как геймификация в HR помогает улучшить работу? Для чего она нужна и как правильно использовать?

Для чего используется геймификация в управлении персоналом? Что это, где применяется и какие методы действительно работают – обо всем этом в нашем обзоре. 

время на прочтение: 3 мин.

Как геймификация в HR помогает улучшить работу? Для чего она нужна и как правильно использовать?Геймификация – трендовый способ увеличить заинтересованность персонала и улучшить показатели работы. В его основе лежит внедрение в рабочий процесс игровых техник и элементов. Геймифицировать можно практически любой процесс, но необходимо подходить к вопросу комплексно. Игровые механики должны быть прикладными, т. е. решать конкретные задачи бизнеса: улучшать осведомленность, ускорять работу или мотивировать на обратную связь.

Методы геймификация в HR направлены на привлечение кандидатов, увеличение откликов, ускорение отбора, повышение количества закрытых вакансий и ускорение обучения и адаптации. Чтобы они показывали высокую эффективность необходимо правильно ставить цели и задачи геймификации.

Как правильно использовать геймификацию?

Игрофикация призвана облегчать неинтересные процессы, а не добавлять неудобств. Охотнее игровые техники используют люди молодого и среднего возраста, а вот старшее поколение не всегда проявляет искренний интерес. Поэтому внедрение проходит лучше в молодых, технически подкованных, коллективах.

Как использовать геймификацию в HR, что это принесет компании? Основная задача метода – ускорить процесс, ранее выполняемый медленно из-за низкой вовлеченности. Внедрение игровой техники стимулирует интерес, увеличивая скорость завершения. Например, рекрутеру необходимо протестировать кандидата. Тест длинный, замудренный и написан канцелярским языком. Кандидату быстро становится неинтересно, его нервируют сложные конструкции, в результате прохождение затягивается.

Геймификация предлагает сделать тест не в виде списка скучных вопросов на белой бумаге, а в виде небольшой видео-игры. Внутри которой смоделировать ситуации на основе вопросов из теста. Так у кандидата появится дополнительная мотивация закончить игру, уменьшится стресс и в результате увеличится скорость прохождения задания.

Примеры игрофикации в управлении персоналом обширны и не ограничиваются заменой тестов на игры. Многие крупные компании вкладываются во всестороннее внедрение игрофикации: разработка игр, приложений, печать POS-материалов, бейджиков, табличек. Геймификация имеет в HR много примеров:

  • виртуальные баллы за помощь новичку для увеличения вовлеченности в процесс адаптации;
  • бейджи с «титулом» за выполнение определенного задания для стимулирования продаж;
  • применение игр вместо тестов для тестирования кандидатов;
  • симуляторы для отработки навыков в процессе обучения и повышения квалификации.

Чего стоит избегать

Геймификация повышает заинтересованность персонала в работе. И часто руководители допускают ошибки, внедряя этот способ в рабочий процесс. Основные ошибки неочевидны и на первый взгляд кажутся идеальными элементами системы:

  • большая награда – проблема в том, что награда является внешней мотивацией, которая гораздо менее эффективна, чем внутренняя. И со временем работа начинает восприниматься как препятствие между сотрудником и наградой, что неизбежно приводит к падению заинтересованности;
  • рейтинги – основная опасность этого инструмента в негативном восприятии сотрудниками. Рейтинг эффективен только для азартных людей, способных устоять перед внешней критикой. Но для большинства рейтинг будет работать не на стимулирование (достижение первого места), а на избегание (последнего места). Что закономерно приведет к стрессу и неприятию;
  • частое поощрение – лучший способ снизить внутреннюю (здоровую) мотивацию и подтолкнуть человека к зависимости от внешнего поощрения. Частое награждение постепенно приводит к стиранию из цикла геймификации первоначальной цели. Единственно важным становится только награда;
  • жесткие условия работы – казалось бы, геймификация поможет разнообразить серые будни и приобретет сверхважность в глазах подчиненных. Но на деле никакое вовлечение не способно примирить персонал с явными неудобствами: отсутствием выходных, ненормированным отдыхом, переработками и проч.

Методы геймификации для сферы управления персоналом

Для каждой отдельной области управления персоналом существуют собственные рабочие методы. Геймификация в мотивации персонала (тематический блок) базируется на потребности человека к признанию. Рабочими методами, доказавшими свою эффективность, являются:

  • ачивки за достижение определенного результата;
  • бонусные баллы за закрытие проектов или уменьшение сроков выполнения.

Геймификация в подборе персонала (тематический блок) главным образом работает на заинтересованность кандидатов и повышение привлекательности компании в глазах соискателей. Часто используются:

  • симуляторы, отрабатывающие ситуации из жизни;
  • прохождение кандидатами игровых заданий для определения практических навыков.

Геймификация в управлении персоналом (тематический блок) ориентирована на увеличение корпоративной лояльности и сплоченности:

  • командные квесты с общей наградой;
  • бонусы за помощь новому сотруднику в адаптации;
  • виртуальные симуляторы опасных ситуация для поддержания знаний пожарной безопасности и отработки скорости реакции;
  • игровые тесты на знание корпоративных правил.

Игрофикация уже успела доказать свою эффективность. Игровые технологии и методики успешно мотивируют сотрудников, снимая рутинный стресс от задачи и снижая вероятность выгорания.

Другие статьи