Как адаптировать нового сотрудника в компании: схема и примеры для IT

Почему важно адаптировать новичков, и как это сделать? По какой причине люди уходят до конца испытательного срока. Секреты HR-ов в этой статье.

время на прочтение: 2 мин.

Как адаптировать нового сотрудника в компании: схема и примеры для ITЧтобы человек быстро влился в коллектив, принял корпоративную культуру, а также начал эффективно выполнять поставленные задачи, необходима грамотная схема адаптации нового сотрудника. Впрочем, она разрабатывается не только для новичков. Такая программа полезна также при переходе работника из одного отдела в другой или при кардинальной смене развития проекта. Это особенно важно для сферы IT. 

Даже сотруднику с опытом аналогичной работы в других организациях нужно помочь влиться в процесс. Ведь требуется изучить продукт, познакомиться со спецификой деятельности компании, пройти курсы, а также выполнить поручения на взаимодействие с другими сотрудниками. Рассмотрим поэтапно из чего состоит этот процесс.

Программа адаптации сотрудников в компании

  1. На подготовительном этапе в IT новому работнику высылаются ссылки на документацию по проекту/там, спецификацию, требования и другие документы. Также новый сотрудник представляется команде. При необходимости за ним закрепляют куратора, который вводит новичка в курс дела.
  2. На втором этапе проводится теоретическое обучение и знакомство с требованиями к занимаемой должности.
  3. Далее новый член команды приступает к исполнению своих прямых задач сначала под руководством куратора, затем самостоятельно.
  4. Мероприятия по адаптации нового сотрудника заканчиваются одновременно с завершением испытательного срока. Здесь подводятся итоги его работы: насколько успешно он влился в коллектив, освоил новые навыки и специфику работы с продуктом.

По сути, онбординг - процесс длительный. Чтобы привыкнуть к новым условиям и новичку, и опытному работнику нужно время. Если этот этап проходит успешно, можно говорить о том, что сотрудник задержится в компании минимум на 3 года.

Не следует игнорировать процесс адаптации сотрудника (примеров таких предостаточно). Ведь можно потерять человека, который мог бы дать классные результаты. Кроме того, вы зря потратите время рекрутера и деньги, а также потеряете репутацию на рынке труда, а ваши проблемные зоны так и не будут обнаружены. Составьте план приспособления персонала на новом рабочем месте, если вы хотите видеть свою компанию процветающей.

Давайте же на примерах разберемся, какие методы введения в должность нужно использовать в IT. Что важно в этой системе, и на что обратить внимание руководителю.

Адаптация новых сотрудников: примеры

По статистике 20% новичков уходят в первые полтора месяца работы. Среди причин: 

  • некорректное описание вакансии (рабочие обязанности отличаются от заявленных);
  • новички не чувствуют себя частью команды (задача кадрового работника - позаботиться о построении эффективной коммуникации нового работника с командой);
  • нехватка помощи (если ответы на вопросы приходится “вытягивать клещами”, а в детали работы никто не посвятил, влиться в процесс достаточно сложно).

В этой связи примечателен пример, когда на этапе обучения компания использует игру. С ее помощью можно “подогреть” интерес к деятельности организации, а также быстрее ввести нового человека в курс дела.

Как еще адаптировать сотрудников? Снять обучающий фильм о работе компании, технологиях, сотрудниках, отделах, задачах, миссии. После просмотра сотрудник может провести самоконтроль усвоенной информации, ответив на вопросы в рабочей тетради. 

Или разработать портал для обучения с инструкциями, FAQ и видео-уроками.

Еще можно создать словарь IT-терминов с общим доступом и дать возможность всем желающим сохранить его, распечатать и даже сделать собственные пометки.

Также примером адаптации новых сотрудников могут быть встречи новичков с коллегами из других отделов. Это поможет вникнуть во все этапы рабочего процесса и понять, с кем можно обсудить возникающие вопросы.

Для IT-специалистов полезно в первые дни составить индивидуальный план развития на время адаптации.

Базу знаний Confluence можно использовать для создания, хранения и обновления документации по продукту, спецификаций, требований и других документов, необходимых для работы. С их помощью новый сотрудник самостоятельно изучит продукт и найдет ответы на свои вопросы.

Еще популярен единый сервис-хранилище программных продуктов и приложений для непосредственной работы. Или, например, Service Desk для обработки сервисных событий в форме обращений пользователей или сообщений систем мониторинга. Все это упростит новому работнику процесс вхождения в курс дела, и у него достаточно быстро появится понимание всех этапов коммуникации.

Проводите адаптацию новых сотрудников по этим примерам или создайте свои интересные варианты.

Другие статьи
Спросить специалиста
#