Как проблемные работники мешают работе компании, и что делать руководителю?
Как предотвратить появление проблемных сотрудников, каковы их типы. Как управлять каждым из них и увольнять?
Каждый работодатель заинтересован в создании команды профессионалов, которые будут долго приносить прибыль компании, развиваясь внутри нее и вкладывая в ее будущее свой потенциал. Но, все же, очень часто случается так, что с тем или иным сотрудником приходится расставаться. Конечно, иногда причина тому – банальное сокращение штата. Но бывают также и случаи, когда основание для расторжения трудового договора – «проблемность» сотрудника. Именно о них и пойдет речь в данном обзоре.
Если не обращать внимания на таких проблемных работников, можно поставить под угрозу эффективность функционирования компании. Напряженные отношения внутри коллектива, вызванные этим психологические проблемы, отсутствие общности целей и интересов – все это провоцирует снижение производительности предприятия в целом. В результате и у коллег, и у руководства появляется вопрос, как работать с проблемными сотрудниками. Такие люди, как правило, протестуют против устоев компании, не выполняют поставленных задач, редко проявляют инициативу, а иногда и откровенно грубят, нарушают трудовую дисциплину.
Что делать руководителю с проблемными сотрудниками
Конечно, эту проблему, как и многие другие, проще предотвратить, чем решать. Для этого и существуют HR специалисты, которые стараются отсеять кадры, не соответствующие ожиданиям компании, еще на этапе собеседования. С этой целью можно обратиться в кадровое IT-агентство BGStaff. Способы выявления проблемных сотрудников на этапе принятия на работу:
- Четкая формулировка требований к кандидату во избежание дальнейшего несоответствия занимаемой должности. Речь идет о будущих обязанностях, уровне образования, предыдущем опыте работы.
- Применение при отборе специальных фильтров. Это могут быть как привычные требования к возрасту или полу кандидата, так и определенные предпочтения в области его религиозных взглядов, привычек, образа жизни. Так, насторожить интервьюера может частая смена места работы человека, излишняя замкнутость или хмурость, неопрятный внешний вид.
- Прохождение кандидатами дополнительного тестирования с последующим анализом их ответов.
Все эти методы широко применяются специалистами отдела кадров для предотвращения необходимости управления проблемными сотрудниками. Если все же HR не распознал потенциальной опасности, и подобный работник был принят, нужно разобраться, к какому же типу он относится.
Виды проблемных работников
Значительные проблемы с наймом специалистов в наше время существуют в сфере IT. Это направление развивается сейчас настолько активно, что не всегда на рынке труда успевает появляться достаточное количество профессионалов. Поэтому руководителям айти компаний довольно часто приходится сталкиваться с трудными работниками.
В сфере ИТ встречаются такие виды сложных сотрудников:
- С низкой эффективностью. Такие люди способны затормозить работу всей компании. Они не умеют оптимизировать свой труд, допускают ошибки в программировании, которые в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Неэффективные сотрудники не стремятся к личностному росту, избегают тренингов.
- Нарушители дисциплины. Такие работники могут решить любую проблему в офисе или в работе сайта. Они хорошие айти специалисты с необходимыми знаниями, навыками и опытом работы. Но категорически не приемлют необходимость прихода в офис к 9 утра. Могут не вернуться с обеда или и вовсе не появится на рабочем месте. Их главное правило «лучшая защита – нападение». Они могут спорить с руководителем, даже если заведомо неправы, и даже грубить.
- Сотрудники, сочетающие низкую эффективность и несоблюдение правил компании. Такие люди редко вступают в открытые споры. Они предпочитают, чтобы их не трогали, поскольку сами знают свои слабые стороны. Но в случае критики руководителя способны на агрессивные действия. Правда, чаще всего исподтишка.
Если у руководителя нет желания сразу уволить трудных сотрудников, ему стоит научиться ими управлять.
Как грамотно управлять проблемными работниками
В зависимости от типа проблемного сотрудника, руководитель выбирает способ взаимодействия с ним. Методы управления сложными работниками:
- С неэффективными сотрудниками стоит вести себя уверенно, говорить спокойным тоном. Нельзя позволить таким людям уйти от ответственности за ошибки.
- Нарушители должны чувствовать власть руководства. Недопустимо занимать защитную позицию в случае агрессии такого работника. Авторитет руководителя и его полномочия не должны обсуждаться подчиненными.
- Чтобы проблемные сотрудники третьего типа работали наиболее качественно, следует даже мелкий спор по поводу их ошибок превращать в открытый диалог. Поскольку предъявить им зачастую нечего, в следующий раз они задумаются, прежде чем отказаться от очередного повышения квалификации.
Если ситуация зашла в тупик, и без увольнения не обойтись, также важно сделать это спокойно и правильно.
Увольнение трудного работника
Если сотрудник, работа которого не устраивает руководителя, не хочет увольняться по согласию двух сторон, руководству придется найти законную причину для его ухода. Как уволить проблемного сотрудника:
- Несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья. Особенно в случаях, когда проблемы со здоровьем небезопасны для окружающих.
- Нарушение дисциплины с вынесением выговоров.
- Систематические прогулы. Даже отсутствие в течение трех часов подряд. Несознательные сотрудники в сфере айти могут прикрываться возможностью удаленной работы. В таком случае проверить время, проведенное на рабочем месте, сложнее. Поэтому руководитель может настаивать на работе в офисе.
- Временная нетрудоспособность, которая привела к отсутствию на рабочем месте более 4 месяцев. Кроме оговоренных законом случаев.
- Наркотическое или алкогольное опьянение в рабочее время.
- Возврат предыдущего сотрудника по решению суда.
- Хищение собственности компании.
Если сотрудник не подходит для занимаемой должности по квалификации, альтернативой увольнения может стать перевод такого работника на другую должность.
- Работаем без предоплаты
- Первый кандидат через 3 дня
- Финансовая гарантия в течение 3 месяцев