Как проблемные работники мешают работе компании, и что делать руководителю?

Как предотвратить появление проблемных сотрудников, каковы их типы. Как управлять каждым из них и увольнять?

время на прочтение: 2 мин.

Особенности работы с проблемными сотрудниками. Что делать руководителю: научиться управлять ими или увольнять, и как это сделатьКаждый работодатель заинтересован в создании команды профессионалов, которые будут долго приносить прибыль компании, развиваясь внутри нее и вкладывая в ее будущее свой потенциал. Но, все же, очень часто случается так, что с тем или иным сотрудником приходится расставаться. Конечно, иногда причина тому – банальное сокращение штата. Но бывают также и случаи, когда основание для расторжения трудового договора – «проблемность» сотрудника. Именно о них и пойдет речь в данном обзоре.

Если не обращать внимания на таких проблемных работников, можно поставить под угрозу эффективность функционирования компании. Напряженные отношения внутри коллектива, вызванные этим психологические проблемы, отсутствие общности целей и интересов – все это провоцирует снижение производительности предприятия в целом. В результате и у коллег, и у руководства появляется вопрос, как работать с проблемными сотрудниками. Такие люди, как правило, протестуют против устоев компании, не выполняют поставленных задач, редко проявляют инициативу, а иногда и откровенно грубят, нарушают трудовую дисциплину.

Что делать руководителю с проблемными сотрудниками

Конечно, эту проблему, как и многие другие, проще предотвратить, чем решать. Для этого и существуют HR специалисты, которые стараются отсеять кадры, не соответствующие ожиданиям компании, еще на этапе собеседования. С этой целью можно обратиться в кадровое IT-агентство BGStaff. Способы выявления проблемных сотрудников на этапе принятия на работу:

  1. Четкая формулировка требований к кандидату во избежание дальнейшего несоответствия занимаемой должности. Речь идет о будущих обязанностях, уровне образования, предыдущем опыте работы.
  2. Применение при отборе специальных фильтров. Это могут быть как привычные требования к возрасту или полу кандидата, так и определенные предпочтения в области его религиозных взглядов, привычек, образа жизни. Так, насторожить интервьюера может частая смена места работы человека, излишняя замкнутость или хмурость, неопрятный внешний вид.
  3. Прохождение кандидатами дополнительного тестирования с последующим анализом их ответов.

Все эти методы широко применяются специалистами отдела кадров для предотвращения необходимости управления проблемными сотрудниками. Если все же HR не распознал потенциальной опасности, и подобный работник был принят, нужно разобраться, к какому же типу он относится.

Виды проблемных работников

Значительные проблемы с наймом специалистов в наше время существуют в сфере IT. Это направление развивается сейчас настолько активно, что не всегда на рынке труда успевает появляться достаточное количество профессионалов. Поэтому руководителям айти компаний довольно часто приходится сталкиваться с трудными работниками.

В сфере ИТ встречаются такие виды сложных сотрудников:

  1. С низкой эффективностью. Такие люди способны затормозить работу всей компании. Они не умеют оптимизировать свой труд, допускают ошибки в программировании, которые в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Неэффективные сотрудники не стремятся к личностному росту, избегают тренингов.
  2. Нарушители дисциплины. Такие работники могут решить любую проблему в офисе или в работе сайта. Они хорошие айти специалисты с необходимыми знаниями, навыками и опытом работы. Но категорически не приемлют необходимость прихода в офис к 9 утра. Могут не вернуться с обеда или и вовсе не появится на рабочем месте. Их главное правило «лучшая защита – нападение». Они могут спорить с руководителем, даже если заведомо неправы, и даже грубить.
  3. Сотрудники, сочетающие низкую эффективность и несоблюдение правил компании. Такие люди редко вступают в открытые споры. Они предпочитают, чтобы их не трогали, поскольку сами знают свои слабые стороны. Но в случае критики руководителя способны на агрессивные действия. Правда, чаще всего исподтишка.

Если у руководителя нет желания сразу уволить трудных сотрудников, ему стоит научиться ими управлять.

Как  грамотно управлять проблемными работниками

В зависимости от типа проблемного сотрудника, руководитель выбирает способ взаимодействия с ним. Методы управления сложными работниками:

  1. С неэффективными сотрудниками стоит вести себя уверенно, говорить спокойным тоном. Нельзя позволить таким людям уйти от ответственности за ошибки.
  2. Нарушители должны чувствовать власть руководства. Недопустимо занимать защитную позицию в случае агрессии такого работника. Авторитет руководителя и его полномочия не должны обсуждаться подчиненными.
  3. Чтобы проблемные сотрудники третьего типа работали наиболее качественно, следует даже мелкий спор по поводу их ошибок превращать в открытый диалог. Поскольку предъявить им зачастую нечего, в следующий раз они задумаются, прежде чем отказаться от очередного повышения квалификации.

Если ситуация зашла в тупик, и без увольнения не обойтись, также важно сделать это спокойно и правильно.

Увольнение трудного работника

Если сотрудник, работа которого не устраивает руководителя, не хочет увольняться по согласию двух сторон, руководству придется найти законную причину для его ухода. Как уволить проблемного сотрудника:

  1. Несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья. Особенно в случаях, когда проблемы со здоровьем небезопасны для окружающих.
  2. Нарушение дисциплины с вынесением выговоров.
  3. Систематические прогулы. Даже отсутствие в течение трех часов подряд. Несознательные сотрудники в сфере айти могут прикрываться возможностью удаленной работы. В таком случае проверить время, проведенное на рабочем месте, сложнее. Поэтому руководитель может настаивать на работе в офисе.
  4. Временная нетрудоспособность, которая привела к отсутствию на рабочем месте более 4 месяцев. Кроме оговоренных законом случаев.
  5. Наркотическое или алкогольное опьянение в рабочее время.
  6. Возврат предыдущего сотрудника по решению суда.
  7. Хищение собственности компании.

Если сотрудник не подходит для занимаемой должности по квалификации, альтернативой увольнения может стать перевод такого работника на другую должность.

Другие статьи