Способы нематериальной мотивации сотрудников

Распространенные виды нематериальной мотивации персонала. Какие методы наиболее эффективны для разных категорий и как их применять? Об этом в нашем кратком обзоре.

Способы нематериальной мотивации сотрудниковНематериальное стимулирование сотрудников имеет ту же цель, что и материальное – мотивация на работу. Доказано, что повышение заработной платы кратковременно усиливает вовлеченность персонала, спустя некоторое время показатель возвращается к своему среднему значению. Нематериальные же бонусы имеют продолжительное действие. Видов нематериальной мотивации сотрудников много, каждый направлен на решение конкретной задачи:

  • увеличения доходов организации-работодателя;
  • увеличение лояльности сотрудников с помощью благоприятной офисной среды;
  • обучение персонала новым знаниям, навыкам;
  • генерирование творческих идей.

В зависимости от результата, которого хочет достичь руководитель, среди всех методов нематериальной мотивации сотрудников выбирается наиболее эффективный. Часто их применяют комплексно для достижения лучшего результата.

Нематериальная мотивация

Инструменты нематериальной мотивации «безопасны». Они не вносят в коллектив дисбаланс, не заставляют коллег завидовать друг другу из-за премии. Каждый человек ждет признания и похвалы. Именно поэтому такие инструменты работают. Всего выделяют 4 метода:

  1. Социальный. Самый популярный способ. Сюда относится все, что затрагивает жизнь работника все офиса: страховка, отгулы по особым поводам, бесплатное посещение врачей. Обычно такие способы нематериальной мотивации прописываются в коллективном договоре.
  2. Психологический. К нему относится создание благоприятной атмосферы в коллективе с помощью общения: корпоративные мероприятия, соревнования между отделами, спортивные события, совместное бесплатное посещение культурных мероприятий.
  3. Моральный. Метод базируется на признании заслуг работника, демонстрации уважения к нему со стороны руководителя. В этом помогают доски почета, рассылки по почте о достижениях сотрудников, конкурсы мастерства.
  4. Организационный. К нему относятся все рабочие моменты: питание, корпоративный транспорт, комнаты отдыха, оборудованный кабинет, кофейные автоматы. То есть организация труда, создание комфортных условий на рабочем месте. В качестве примера можно привести закупку новой оргтехники, обновление офисной мебели, открытие столовой.

Эффективные методы

Система нематериальной мотивации должна учитывать, помимо потребностей работников, внешние условия, в которых работает организация. А также затрагивать все категории работников от рабочих до руководителей и регулярно обновляться. Для создания качественной программы важно учитывать мнение персонала, например, провести опрос. Это поможет понять ключевые пути развития: возможно большинство работников предпочтут корпоративный транспорт совместному пикнику.

На выбор эффективного нематериального поощрения большое влияние оказывает средний возраст и семейное положение. Для старшего поколения и семейных работников важно иметь возможность отпрашиваться на 1 сентября, получать семейные путевки, подарки для детей к праздникам.

Молодым специалистам, например программисту (разработчику), важно участвовать в совместных мероприятиях, развивать навыки. Наиболее эффективными методами являются:

  • оплачиваемые отгулы;
  • организация культурного досуга во внерабочее время за счет компании;
  • публичное признание достижений: доска почета, рассылка по корпоративной почте с описанием выдающихся результатов;
  • организация курсов обучения дополнительным навыкам без отрыва от производства и с сохранением заработной платы;
  • предоставление скидок на получение образования, лечения;
  • бесплатные спортивные секции, бассейн, клубы по интересам;
  • программы карьерного роста, доступные всем работникам;
  • предоставление путевок на отдых, конференции или форумы;
  • медицинская страховка для работника и членов его семьи;
  • комфортные рабочие условия (с питанием, качественной оргтехникой, удобной мебелью, перерывами на обед, кофе).

Почему они работают и как их лучше применять?

Изначально сотрудник устраивается на работу, чтобы зарабатывать деньги. И на первых порах, это его мотивирует. Но с течением времени он теряет интерес, чувствует меньшую вовлеченность в процесс. Вопреки мнению большинства, деньги не лучший мотиватор. Многие увольняются с хороших должностей из-за сопутствующих неудобств. Никакие денежные бонусы не могут удержать человека на должности, которая приносит ему лишь стресс. Нематериальная мотивация призвана снижать отрицательные моменты, делать жизнь персонала комфортнее. Не только во время труда, но и в свободное время.

Качественное управление должно основываться на реализации творческого потенциала подчиненных, создании комфортных условий и выстраивании чувства. Для этого понимание нужд сотрудников. Например, программист много времени проводит сидя за компьютером. Продолжительная сидячая поза приводит к проблемам со спиной, поэтому их стулья должны иметь специальную поддержку для позвоночника. Мониторы должны быть новыми с высоким разрешением и комфортным цветовым диапазоном, чтобы снизить нагрузку на глаза. Если сотрудники часто задерживаются на работе для выполнения срочных проектов, необходимо предусмотреть установку кофейного аппарата или комнаты отдыха. Не лишним будет предоставление перерывов помимо обеда, чтобы размять мышцы.

Чтобы правильно мотивировать, необходимо понимать, как именно проходит рабочий процесс и с какими трудностями сталкиваются подчиненные. Если руководитель будет проявлять внимание к персоналу, то это повысит их лояльность и поможет выстроить доверительные отношения.

Другие статьи